Шариковое производство ЗАО «ВПЗ» отмечает свое 45-летие.
9 октября 2015 г.Шариковое производство ЗАО «ВПЗ»
отмечает свое 45-летие.
Зима
1971 года. Только что введены в эксплуатацию первые сооружения первого
пускового комплекса завода и выпущена первая партия вологодского подшипника.
Вот только шары для этих подшипников заводу пришлось закупать у родственных
предприятий, поскольку своих пока не было. Но к этому времени уже была
подготовлена территория под возведение шарикового цеха: подведены коммуникации,
подогнана нужная техника, завезены стройматериалы. И вот пять монтажников и два
крановщика из управления «Севзапстальконструкция» приступают к одновременному
монтажу сразу четырех цеховых пролетов – это применяется новый метод строительства, освоенный бригадой на возведении
металлургического комбината в Тимер-Тау и третьей доменной печи в Череповце.
Через полгода каркас и стены нового цеха были готовы, а в августе на
строительстве наступила самая горячая пора: изготовлено и крепится 126
металлических панелей для подвесного потолка, по участкам прокладывается
трубопровод, в подвале обустраиваются емкости для эмульсий, устанавливается
оборудование насосной оборотного водоснабжения, готовится к запуску
компрессорная станция. И уже в октябре, после того, как строители забетонировали и обустроили начисто
более
Нельзя
сказать, что цех обустроился сразу же, оставались еще недоделки, строители их
устраняли, тем не менее, работа пошла. С января 1972 года начался выпуск своих,
гэпэзовских, шаров, и к 20 декабря, на
целую декаду раньше срока, коллектив цеха выполнил годовой план по выпуску
продукции. А еще через полгода, в мае 1973, аттестационная комиссия присвоила
шести типам шаров заводской Знак качества. Это было первое в истории завода
признание высококачественного продукта, и заслуга в этом принадлежала именно
шариковцам. Три участка (штамповки, обкатки и шлифовки шаров) получили звание
«Участок высокого качества». Благодаря четко налаженному выпуску деталей в 1974
году общий объем производства подшипников по сравнению с 1971 годом вырос в
шесть раз (завод за сутки стал выпускать столько подшипников, сколько тогда
выпускал за месяц). В этот подъем шариковый цех внес непосредственную лепту.
Страна
наращивает темпы развития отечественной промышленности, изыскивает пути
экономического роста и машиностроительная отрасль, осваивая на своих
предприятиях новые методы и технологии работ, проводя опыты по улучшению
качества конечного продукта. Одним из таких передовых методов стала замена в
подшипниках для автомобилей шаров второго класса точности на шары класса
первого, усовершенствованного, с несколько иными параметрами. Производители
автомобилей выставляли перед производителями подшипников все более и более
высокие требования по качеству. И наш завод первым взялся за освоение
нововведения, а началом стал выпуск шаров усовершенствованного типа. Уже в
конце года экономический эффект от внедрения метода превзошел все ожидания:
замена в подшипниках шаров второй степени на первую повысила ресурс самого подшипника
на 20%! При этом в работе отличились, за что получили различного рода награды,
штамповщики В. А. Смирнов, С. И. Пестов, М. И. Ерофеев, Н. Н. Чистяков, слесарь
В. В. Гарусков и упаковщица М. А. Смирнова. К слову, на этот момент в шариковом
цехе было уже 40 ударников коммунистического труда.
В
1975 году между шариковыми цехами ГПЗ-23 и ГПЗ-
У
предприятия были годы подъема и спада, успехи и провалы, реализация проектов и
смена планов, радостные дни, когда все получалось как надо, и горькие минуты,
когда неприятности шли одна за другой. Шариковое, как и другие производства,
жило одними с заводом заботами, меняя рабочие темпы, структуру, объемы,
оборудование, коллектив, но не меняя одного – предназначения. Сегодня у производства новый период изменений, и что это за изменения,
рассказывает начальник шарикового производства Николай Иванович Лебедев:
-
Корпус, в котором в свое время было сконцентрировано шариковое производство в
целом, был по проекту рассчитан на выпуск 80 млн. шаров в месяц. Так,
собственно, и было вначале. Сегодня потребности рынка изменились, и продукции в
таких больших объемах заводу уже не требуется, достаточно выпускать 20-22 млн. шаров в месяц, чтобы удовлетворить
запросы рынка, что и планируется. Получается, что огромные территории корпуса
не используются по назначению, а это, в первую очередь, затраты на
электроэнергию и коммунальные нужды, во-вторых, на содержание самого здания в
состоянии эксплуатации. Завод не может себе позволить излишние траты, особенно
в кризисное время, поэтому руководством предприятия принято решение о переводе
шарикового производства под своды главного корпуса, то есть, о переезде из
одного здания в другое. На подготовленную территорию в складах ПЦО ТМЦ уже
перебазировался участок штамповки
шариков. Там установлено и работает недавно купленное штамповочное
оборудование, производительность которого выше существующей в 2 раза, а
буквально на днях перевезен последний станок участка. Теперь мы на одном месте и
получаем проволоку, и штампуем шарики. В сепараторном производстве ведутся
строительно-монтажные работы по обустройству территории для участка обкатки,
который планируется перевести туда в первом квартале следующего года. В первую
очередь, для запуска производственного процесса на новой территории участка
было нужно оборудовать и централизовать
систему подачи смазочно-охлаждающих жидкостей, во-вторую - подготовить
фундаменты под станки. Планируемое выполняется, в скором времени займемся
демонтажем, монтажем и налаживанием техники. В старом корпусе останется участок
штамповки заклепки, но и он в перспективе будет переведен в ПЦО ТМЦ. А пока мы
занимаемся проектом перевода участка термообработки шаров на территорию
термоучастка токарного производства. Как только это произойдет, все термическое
производство в процессе изготовления подшипника пойдет под одним контролем. Для
этого закуплен и уже запущен в эксплуатацию термоагрегат немецкой фирмы
«ШВАРЦ», предназначенный для закалки
шаров после обкатки. Производительность у этой печи ровно в 2 раза выше, чем у
действующего закалочного оборудования, поэтому для повышения производительности
в целом решено закупить еще один аналогичный агрегат. Уже определена зона для
размещения этой печи и разрабатывается ее планировка, так что новый закуп –
наши ближайшие производственные планы. Наш сегодняшний день – это принять и
смонтировать 3 новых китайских станка марки 3М7980 для обкатки шаров, они на подходе, в комплект
к уже работающим 3-м аналогам, тоже не так давно приобретенным, марки 3М7990. Для шлифовальных работ в последний период модернизации запущены 3
немецких и 5 китайских станков марки 3МW4680, все они отлично себя зарекомендовали. Это станки
нового поколения с выпуском продукции высокого качества и в больших объемах,
потому и было решено приобрести еще
партию такого рода оборудования. А в более отдаленной перспективе планируется
переезд с переоборудованием участков шлифовки, доводки, сортировки и упаковки
шариков. Упаковка, кстати, немаловажный момент в признании качества нашего
продукта, ведь каждый месяц около 10 тонн шаров разных типоразмеров мы
отправляем на сбыт, для тех же АвтоВАЗа и «Кардана», поэтому упаковка должна также соответствовать
требованиям времени и техническим нормам.
Наш
основной потребитель внутри предприятия – это шлифовально-сборочные
производства, а наша задача – удовлетворить спрос потребителей на продукцию повышенного
уровня качества. Для этого мы осваиваем
производство шариков типа Q5 с более
высокой точностью, идущих на сборку малошумных подшипников для электротехнических
приборов. Основной же наш продукт - шар типа Q6, используемый в подшипниках для автопрома, ну и
других отраслей. Для оборонной промышленности, ракетостроения, энерго- и
атоммаша наш завод производит подшипники по спец-ТУ. Вот для них мы выпускаем
не только шары со спецпараметрами, но еще и заклепки. Кроме того, в этом году нами
освоена штамповка роликов 32216 и 7815 для подшипников, поставляемых на КАМАЗ,
что напрямую способствует экономическому развитию нашего предприятия.