ВЕХИ ИСТОРИИ ЗАВОДА
14 декабря 2018 г.Бурное развитие автомобильной промышленности и машиностроения в СССР в послевоенные годы требовало все большее количество подшипников. 20 июля 1966 года ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве крупного предприятия в городе Тольятти – Волжского автомобильного завода. Для обеспечения комплектующими изделиями нового автозавода 4 февраля 1967 года Совет Министров СССР принял Постановление о строительстве в Вологде 23-го Государственного подшипникового завода. А уже 21 февраля того же года была создана дирекция строящегося ГПЗ-23, директором которого был назначен Федулов Федор Яковлевич.
Строительство завода велось ударными темпами. К осени 1970 года строительно-монтажные работы вступили в завершающую стадию. Начали работать котельная и подземные коммуникации, на завод была подана электроэнергия, в ноябре начался монтаж технологического оборудования. 1 января 1971 года газета «Красный север» сообщала: «Минувший 1970 год для вологжан был знаменателен тем, что они заканчивают строительство пускового комплекса первой очереди крупнейшего в стране Государственного подшипникового завода. Это была огромная трудовая победа».
В эти же дни газета «Вологодский комсомолец», поздравляя вологжан с трудовой победой, писала: «Новогодние дни для Вологодчины ознаменовались радостным событием – входит в строй действующих предприятий 1-я очередь гиганта промышленности – Государственного подшипникового завода. Этих дней с нетерпением ждали строители, монтажники, наладчики. В зимние холода, когда прямо на глазах застывал раствор и гудел металл, люди в рабочих спецовках трудились, не покладая рук, думали лишь об одном, как можно скорее сдать в эксплуатацию первую очередь завода. Нелегко приходилось слесарям на монтаже станков зарубежного производства. Прямо в цехах познавались характеры умных машин, часами изучались сложные схемы, регулировались отдельные узлы». Газета отмечала лучших работников на строительстве предприятия. Это комсомольско-молодежные коллективы штукатуров-отделочников Светланы Зайцевой и Любы Максимовой из СУ-280, бригады плотников Николая Хартукова, каменщиков Алексея Коровкина, монтажников Ивана Николаева из СУ «Заводстрой», машиниста крана Валентина Наумова, экскаваторщика Адама Каплана, бульдозериста Владимира Манькова из управления механизации «Промстрой».
26 февраля 1971 года заместителем Министра автомобильной промышленности СССР П. Лисняком был подписан приказ №76 о вводе с 1 января 1971 года в эксплуатацию первой очереди Двадцать третьего государственного подшипникового завода (ГПЗ-23) в г.Вологде.
Вот что писала газета «Красный север» 12 января 1971 года: «Вологодский подшипниковый завод вступает в строй. Правда, это еще не значит, что полностью отлажен производственный процесс, и уже завтра с технологических линий предприятия пойдет готовая продукция. Некоторые станки и автоматы еще проверяются, другие находятся на пусковом старте. Но часть оборудования была введена в действие и работала, как говорится на план…. Цех прутково-трубных автоматов расположен в южной части главного корпуса. Через главный фонарь кровли пробиваются косые лучи январского солнца и яркими зайчиками вспыхивают на никелированных деталях выстроившихся в ряд станков. В пролетах обжито – тепло. Под сводами мягко гудят вентиляционные установки…».
Наладчику цеха Павлу Батюшинскому выпала честь первому принять и опробовать токарный автомат импортного производства. Давая интервью газете, он говорит: «Ну, вот, и началась долгожданная страда. Давно хотелось встать к своему станку, в своем цехе, на своем заводе… А хорош цех-то! Вот, полюбуйтесь!»
Поздним январским вечером 1971 года, несмотря на то, что смена давно была закончена, с работы никто не уходил. Весь коллектив ждал наступления момента, когда первая партия подшипников будет отгружена Волжскому автомобильному заводу. И этот исторический момент наступил. Итак, первые подшипники с маркой ГПЗ-23 были выпущены в январе 1971 года. На митинге, посвященном этому событию, выступал первый директор завода Федор Яковлевич Федулов…
С пуском ГПЗ-23 навсегда изменился облик Вологды. Появились новые учебные заведения: Машиностроительный техникум и Профтехучилище №28. На юго-западной окраине областного центра вырос новый жилой микрорайон со всей необходимой инфраструктурой: школами, детскими садами, поликлиникой, спортивными сооружениями, магазинами, предприятиями общественного питания, культурными объектами. В Вологде появился троллейбус. Значительно увеличилось население города. Завод дал сильный импульс развитию нашего древнего города.